ГлавнаяИнформационная безопасностьПедагогическим работникам

Педагогическим работникам

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и педагогическими работниками инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие подготовке детей и профессиональной подготовке педагогических работников в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006.
Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует подготовке к осознанному участию детей в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и образовательные учреждения. Это задача не только семейного, но и дошкольного воспитания. Проведение занятий и мероприятий по первичному знакомству с элементами медиабезопасности планируется в учреждении в системе, начиная со старшего дошкольного возраста (в рамках мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности).
Цель знакомства с первичными представлениями по медиабезопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем привития им элементарных навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи знакомства с первичными представлениями по медиобезопасности:
1. Информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации.
2. Информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания).
3. Первичное ознакомление обучающихся с международными принципами и нормами, представленными в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних.
4. Обучение детей правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия).
5. Профилактика формирования у обучающихся интернет- зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга).
6. Предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.